В России появится единый реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Об этом «Ведомостям» сообщили два источника: один — близкий к комиссии, другой — в Белом доме.
Сейчас учёт ведётся отдельно на региональном, муниципальном и ведомственном уровнях. Проект предполагает внесение изменений в закон о содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и в статью 2 Жилищного кодекса (ЖК).
Инициатива дополняет ЖК новой статьёй, которая определяет порядок работы реестра. Он будет создан в единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС).
Проект закона обязывает органы государственной власти и местного самоуправления предоставлять информацию о гражданах, имеющих право на социальную поддержку, в реестр. В нём будут содержаться сведения об этих лицах, членах их семей и основаниях для постановки на учёт, информация о поданных заявлениях и снятии с учёта.
Также в реестр будут включены сведения о жилых помещениях, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов и муниципальных образований. В нём будут содержаться сведения о назначении и предоставлении за счёт средств бюджетов субсидий и социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе удостоверенных сертификатами.
Оператор ЕИСЖС будет обязан предоставлять доступ к информации реестра органам государственной власти и местного самоуправления по их запросам. Кроме того, он будет ежеквартально формировать аналитические данные о гражданах, имеющих право на социальную поддержку, и о предоставленных им жилых помещениях, субсидиях и социальных выплатах.
Таким образом, единый реестр поможет анализировать достаточность жилищного фонда социального использования и прогнозировать потребность в приобретении жилых помещений органами государственной власти и местного самоуправления, говорится в пояснительной записке.
Если закон будет принят, он вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
В настоящее время существуют такие меры поддержки, как предоставление жилых помещений по договорам социального найма, выплаты, удостоверенные жилищными сертификатами, денежные выплаты на приобретение или строительство жилья и другие. Например, согласно ЖК, на жильё по социальному найму могут претендовать дети-сироты, чернобыльцы, строители Байкало-Амурской магистрали, жители аварийных домов, малоимущие и другие категории граждан.
Порядок учёта граждан в большинстве случаев определяется региональными законодательными актами, а единой системы для этого нет.
Отсутствие единого реестра затрудняет определение реального числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ранее отмечала в интервью «Ведомостям» заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева. Кроме того, возникает риск неэффективного планирования расходов бюджетов и дублирования учёта, когда гражданин стоит в очереди по нескольким категориям или в разных муниципальных образованиях, говорится в пояснительной записке.
В ней также приводится пример: согласно закону, предоставление жилья по договору социального найма относится к государственной и муниципальной поддержке. При этом учёт граждан по ЖК относится к полномочиям субъектов.
Уточнять данные о предоставляемых мерах государственным и муниципальным органам сложно из-за наличия множества реестров, сказал «Ведомостям» председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.