Конституционный суд определил ДЭГ субсидиарным способом голосования

Такое решение принял Конституционный суд (КС), рассматривая жалобу экс-кандидата в депутаты совета муниципального округа Останкинский в Москве Дмитрия Карасева.

В 2022 году он безуспешно пытался оспорить решение избирательной комиссии об итогах голосования, которое проводилось в том числе с использованием электронного голосования.

В своей жалобе Дмитрий Карасев утверждал, что использование электронного голосования неправомерно, так как невозможно обеспечить надлежащую защиту информации и достоверно определить результаты волеизъявления избирателей. Кроме того, он считал, что невозможно обеспечить наблюдение за процессом голосования.

Однако Конституционный суд не нашёл оснований для рассмотрения жалобы.

В определении суда указано, что не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчёте голосов и установлении итогов голосования, а также при определении результатов выборов, могут служить основанием для отмены итогов голосования и результатов выборов.

Предполагаемые нарушения, связанные с проведением электронного голосования, не были доказаны и не нашли подтверждения в представленных судебных актах.

В определении суда также отмечено, что возможность электронного голосования предусмотрена в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с целью обеспечения избирателям «дополнительной возможности отдать свои голоса на выборах сообразно собственным предпочтениям».

В документе подчёркивается, что нормативная регламентация электронного голосования, основанная на этом законе, предполагает использование необходимых правовых, организационных и технических средств в разумном сочетании для обеспечения законности соответствующих избирательных процедур, их надёжности, эффективности и прозрачности.

На муниципальных выборах в Москве в 2022 году было использовано «стандартное московское» электронное голосование, которое проводилось одновременно с обычным голосованием, как отметил юрист Олег Захаров.

По его словам, основные аргументы заявителя о непрозрачности подсчёта голосов при электронном голосовании и его регламентации подзаконными актами уже были рассмотрены судом. Однако новое поколение электронного голосования, которое будет использоваться в 2024 году, с бумажными бюллетенями по талонам и электронными терминалами для голосования на участке и на дому, может стать предметом новой судебной проверки.

Её могут инициировать как избиратели, которым не выдали бумажные бюллетени, если все обычные судебные инстанции будут пройдены, так и депутаты Государственной Думы, если они обратятся с запросом о проверке конституционности законопроекта «о безбумажном электронном голосовании», который, вероятно, вскоре станет законом.

В определении Конституционного суда по жалобе Дмитрия Карасева косвенно подтверждается, что электронное голосование является дополнительным способом осуществления активного избирательного права. Это даёт основания полагать, что новая форма «безбумажного электронного голосования» не будет оценена так же однозначно, как обычное электронное голосование, которое проводилось наравне с обычным голосованием, считает эксперт.

13 февраля группа сенаторов и депутатов внесла в Государственную Думу масштабные поправки в избирательное законодательство. Одной из ключевых новаций является то, что электронное голосование становится основной формой волеизъявления.

По словам электорального юриста Гарегина Митина, Конституционный суд признал, что процедура электронного голосования соответствует требованиям надёжности, эффективности и прозрачности.

Кроме того, она не препятствует реализации конституционного права на судебную защиту. Однако неясно, как собирать доказательную базу в этом случае.

Критерии для отмены итогов голосования при проведении электронного голосования такие же, как и при голосовании бумажными бюллетенями.

Впервые электронное голосование было применено в России в 2008 году в Тульской области в рамках экспериментального опроса.

Настоящее онлайн-голосование, результаты которого были учтены, впервые прошло в качестве эксперимента в 2019 году в трёх одномандатных округах на выборах в Московскую городскую думу.

Федеральная платформа онлайн-голосования, оператором которой является компания «Ростелеком», была протестирована в 2020 году в Курской и Ярославской областях на дополнительных выборах в Государственную думу по одномандатным округам.

В марте 2024 года электронное голосование впервые было применено на выборах президента России в 29 регионах. В 28 субъектах онлайн-голосование проводилось на федеральной платформе, а в Москве — на городской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9xnan7jb19odxscl