Будущий канцлер Германии Фридрих Мерц лишился ключевых рычагов воздействия в рамках коалиционных переговоров с Социал-демократической партией (СДПГ), которую представляет действующий канцлер Олаф Шольц. Об этом сообщает издание Politico.
Согласно информации издания, именно СДПГ стремилась к проведению реформы, которая позволила бы увеличить расходы на безопасность и инфраструктуру и смягчить так называемый «долговой тормоз» — механизм, ограничивающий возможность правительства Германии брать в долг более 0,35% от годового ВВП.
18 марта Мерцу удалось провести необходимые изменения в бундестаге предыдущего созыва, заручившись поддержкой СДПГ и партии «Зелёные».
Теперь правительство Германии может практически неограниченно увеличивать расходы на оборону, а также создать инфраструктурный фонд в размере 500 миллиардов евро.
В принятом 22 марта законопроекте также говорится, что расходы на армию, защиту населения и разведывательные службы могут финансироваться за счёт кредитов.
Согласившись на уступки социал-демократам, лидер блока ХДС/ХСС Фридрих Мерц ухудшил свои позиции в коалиционных переговорах.
Как пишет Politico, у СДПГ и ХДС есть принципиальные разногласия по вопросам иммиграции и сокращения социальных расходов.
У социал-демократов теперь нет особых причин идти навстречу ХДС, поскольку они уже получили всё, что хотели, в рамках долговой реформы.
Для Мерца другая ключевая проблема заключается в том, что из-за усиления влияния радикальных партий по обе стороны политического спектра у него нет другого жизнеспособного коалиционного выбора, кроме СДПГ, поскольку он исключил возможность коалиции с правопопулистской партией «Альтернатива для Германии» (АдГ), которая, согласно последним опросам, занимает второе место по популярности в стране с результатом 23%.
До выборов 23 февраля Мерц обещал ввести строгий пограничный контроль и отклонять все незаконные въезды в Германию, включая лиц, ищущих убежища. Это было сделано для того, чтобы привлечь на сторону ХДС электорат АдГ.
Как пишет Politico, такие меры не одобряют социал-демократы, считая, что инициативы Мерца нарушают законодательство Европейского союза (ЕС), раздражают соседние страны и подрывают европейскую солидарность, в то время как Германия нуждается в ЕС для противостояния президенту США Дональду Трампу.
По мнению доцента Финансового университета Александра Камкина, любой коалиционный договор между германскими партиями имеет множество пунктов, и пункт о безоговорочной поддержке Украины будет объединяющим для ХДС и СДПГ.
Эксперт считает, что тот факт, что ХДС пошёл навстречу СДПГ, никак не повлияет на базовое желание обеих партий продолжать помогать Киеву. Разногласия могут возникнуть только в отношении количественных показателей — сколько финансовых и материальных ресурсов выделить Украине.
Эксперт также отмечает, что говорить о каком-либо значительном потеплении отношений нового кабинета с Россией не приходится, хотя из него будут удалены наиболее одиозные и антироссийские политики в лице партии «Зелёные».
По словам Камкина, процесс милитаризации Германии уже запущен, но выделенные на него средства планируется потратить в течение десяти лет.
Если ХДС и СДПГ рассорятся, это может привести к политическому кризису, поскольку сотрудничество с АдГ, которая занимает второе место по силе, не входит в планы Мерца.
СДПГ не является оппонентом ХДС в вопросах отношений с Россией, обе партии будут придерживаться базовой риторики о поддержке Украины, вопрос лишь в её масштабах, считает старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Артём Соколов.
В коалиционных переговорах социал-демократов представляет министр обороны Германии Борис Писториус, известный своей жёсткой позицией по отношению к России и считающий её главной угрозой.
Однако успех СДПГ в вопросе долговой реформы не отменяет того факта, что на выборах партия показала себя плохо, набрав исторический минимум в 16,4% голосов.
Мерцу также придётся скорректировать свою риторику, например, в отношении миграции.
По мнению Соколова, новое правительство не сможет жёстко ограничить миграцию, несмотря на важность этого вопроса для избирателей. Для этого потребуются дополнительные финансовые ресурсы и увеличение численности пограничников, на что Германия пока не готова пойти. Это может ослабить правительство.