В ходе пленарного заседания 27 марта сенаторы рассмотрят законопроект об упрощении порядка сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ). Об этом сообщила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова в интервью газете «Ведомости».
Ранее, 24 марта, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре провёл обсуждение законопроекта. В ближайшее время будет опубликовано заключение Комитета.
В ходе обсуждения были высказаны замечания, которые необходимо учесть при реализации инициативы. Например, обсуждался вопрос о том, что делать, если ребёнок, проживающий в регионе, участвующем в эксперименте, передумал поступать в техникум или колледж, или если он переехал в другой регион.
По словам Лилии Гумеровой, для реализации инициативы необходимо разработать нормативно-правовую базу. Также потребуется провести активную работу по информированию школьников и муниципалитетов.
Источник, близкий к администрации президента, сообщил, что судьба законопроекта пока не решена окончательно.
Юристы, опрошенные «Ведомостями», видят риски нарушения конституционных прав граждан в законе, принятом Государственной Думой 18 марта. Этот закон предусматривает расширение полномочий регионов в области отбора школьников для старших классов.
Согласно закону, для получения аттестата об окончании девяти классов достаточно сдать ОГЭ по двум предметам — русскому языку и математике. Эксперимент пройдёт в трёх регионах России в 2025 году.
Авторы законопроекта позиционировали его как расширение возможностей для получения профессионального образования. Однако эксперты считают, что закон нарушает конституционные права граждан.
В соответствии с принятым законом, дети, желающие поступить в техникумы или колледжи, должны сдать ОГЭ по двум предметам вместо четырёх. Однако для получения аттестата об окончании девяти классов необходимо сдать ОГЭ по двум предметам — русскому языку и математике.
По словам юриста Антона Тимченко, закон создаёт риски для продолжения обучения в старших классах школы при успешном освоении программы общего образования. Это право гарантировано Конституцией Российской Федерации.
В постановлении Конституционного суда от 23 июля 2020 года указано, что государство обязано гарантировать такие права школьникам.
Среднее профессиональное образование (СПО) — это промежуточное звено между школой и вузом. Поступление в учреждения СПО происходит на основе средней оценки в аттестате за девятый класс. Выпускники колледжа, техникума или училища становятся специалистами-практиками и работниками среднего звена.
В принятой версии закона предусмотрено преимущественное право приёма в колледжи и техникумы для выпускников девятых классов, которые не набрали минимальное количество баллов ОГЭ для поступления в десятый класс. Однако продолжение обучения по программе среднего общего образования не предполагается.
Управляющий партнёр Key Consulting Group Вадим Егулемов отмечает, что для соблюдения конституционных прав необходимо соблюдение двух условий: информирование обучающихся и их родителей о конкурсе, а также возможность продолжения обучения в той же школе для учеников, освоивших программу 5–9 классов, но не прошедших отбор в профильные классы. Однако в новом законе второе условие не соблюдено.
Законопроект о проведении эксперимента по упрощённой сдаче ОГЭ был внесён в Государственную Думу вице-спикерами Петром Толстым и Викторией Абрамченко, председателем комитета по просвещению Ириной Белых (все — «Единая Россия»), председателем комитета по социальной политике Ярославом Ниловым (ЛДПР) и другими депутатами.
Председатель комитета по защите семьи Нина Останина (КПРФ) отозвала свою подпись под законопроектом перед первым чтением. Она объяснила свою позицию тем, что инициатива противоречит статье 43 Конституции, гарантирующей общедоступность школьного образования, и постановлению Конституционного суда от 23 июля 2020 года, в котором прямо указано, что нельзя лишать детей права обучаться в старших классах.
Коммунисты голосовали против законопроекта до третьего чтения. В ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе в него были внесены изменения: количество участников эксперимента было увеличено с пяти до 12 регионов, а затем сокращено до трёх.
Вячеслав Володин, спикер Государственной Думы, объяснил изменения тем, что качество образования в регионах, заявленных к участию в эксперименте, было проанализировано. В ответ на эти изменения Олег Смолин, член фракции КПРФ, поблагодарил правительство за то, что потенциальный вред законопроекта был уменьшен в четыре раза.