Генеральная прокуратура Российской Федерации 25 марта внесла в список нежелательных ещё одну иностранную организацию. Причиной стало то, что она занималась деятельностью, направленной против России, в том числе дискредитировала политику Москвы в отношении Украины и собирала информацию о перспективных молодых людях. Этой организацией оказалась международная неправительственная организация The European Leadership Network, которая базируется в Лондоне.
На прошлой неделе в список нежелательных организаций также было включено Немецкое общество по международной политике (DGAP), ставшее 32-м в этом списке.
По количеству нежелательных организаций в реестре Россия занимает третье место после США (46 организаций) и Украины (19 организаций). На четвёртом месте находится Великобритания (15 организаций).
По подсчётам «Ведомостей», в реестре на данный момент находится более 210 иностранных организаций, из которых 70 были включены в реестр в 2024 году. Из них 93 организации базируются в странах Европейского союза.
Ранее, 17 марта, Генеральная прокуратура признала нежелательной деятельность французской организации «За Украину, за их и нашу свободу!» (Pour l’Ukraine, pour leur liberte et la notre!), которая собирала средства для Вооружённых сил Украины.
Старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Артём Соколов отметил, что Немецкое общество по международной политике никогда не стремилось к объективности в отношении России.
В России почти не осталось немецких некоммерческих организаций, поскольку все они либо признаны нежелательными, либо прекратили свою деятельность из-за санкций. Эксперт отметил, что даже те организации, которые могли бы работать конструктивно, не могут этого делать из-за опасений столкнуться с ограничениями со стороны Европейского союза и Германии.
По мнению доцента Финансового университета Александра Камкина, некоммерческие организации из Германии фактически являются представителями США. Он считает, что с начала украинского кризиса немецкие организации выполняют задачи, удобные для Вашингтона, и работают в тех сферах, куда не могут проникнуть американские некоммерческие организации. Эксперт также отметил, что немецкие организации активно работают с молодёжью и в студенческих кругах.
Заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов отметил, что США и Германия являются основными местами размещения аналитических центров в мире. По его словам, ситуация с некоммерческими организациями имеет двусторонний характер: немецкие организации признаются нежелательными в России, а в Германии маркируются граждане России, имеющие связи с Москвой.
Несмотря на обострение отношений России с Западом после 2022 года и включение международных некоммерческих организаций в реестр Министерства юстиции России, граждане сохраняют контакты с ними через гражданское общество. Владислав Белов отметил, что условия взаимодействия гражданских обществ России и Германии будут меняться в зависимости от развития мирных отношений между Москвой и Вашингтоном.
Артём Соколов отметил, что администрация Дональда Трампа рассматривает некоммерческие организации и аналитические центры не как инструмент внешней политики США, а как инструмент демократической партии и других сил, выступавших против новой власти. Для Трампа важно, чтобы эти организации не представляли для него угрозы в долгосрочной перспективе.
По словам Александра Камкина, если Дональд Трамп решит помешать работе немецких некоммерческих организаций, он будет оказывать давление не на сами организации, а на будущего канцлера Фридриха Мерца, поскольку у американского президента нет реальных рычагов воздействия на немецкие некоммерческие организации.
Эксперт также отметил, что в России почти не осталось немецких некоммерческих организаций, которые теперь предпочитают работать с релокантами.