Рынок промышленной автоматизации в России вырастет вдвое к 2030 году

В течение следующих пяти лет объём рынка промышленной автоматизации в России увеличится более чем вдвое — с 83 млрд рублей в 2024 году до 207 млрд рублей в 2030-м. Согласно исследованию компании Б1 (ранее EY), среднегодовой темп роста (CAGR) составит 16,5%, а основными факторами роста станут спрос на роботизированные решения и цифровизация отрасли.

В период с 2023 по 2024 год CAGR промышленной автоматизации составил 6%, увеличившись с 77 млрд рублей до 83 млрд рублей, согласно данным Б1. Доля сегмента на рынке составила 13%, а к 2030 году, по прогнозам компании, она увеличится до 18%. В эту долю входят электродвигатели, реле, частотно-регулируемые приводы, оборудование для автоматизации процессов и оборудование для комплексных систем автоматизации, а также программное обеспечение (ПО) MasterSCADA для управления комплексными решениями.

В феврале 2025 года «Ведомости» со ссылкой на исследование компаний «Ультиматек», Positive Technologies и Aquarius сообщили, что в 2024 году рынок автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) в России вырос почти на 50% по сравнению с предыдущим годом и составил 124,1 млрд рублей. В 2023 году этот показатель составил 82,9 млрд рублей.

АСУ ТП применяются во всех отраслях промышленности, где есть технологические процессы, требующие автоматизации, писали «Ведомости». Однако доля отечественных решений на рынке промышленной автоматизации крайне мала, отмечали эксперты, опрошенные «Ведомостями».

По данным исследования «Северстали», в 2024 году 98% проектов в топливно-энергетическом комплексе, металлургии и химии использовали иностранное программное обеспечение, преимущественно Siemens.

«На данный момент ещё мало кто разработал стратегию перехода на отечественные продукты, а о её реализации никто даже не говорит», — подчёркивает Антон Аверьянов, генеральный директор группы компаний ST IT и эксперт рынка TechNet НТИ.

В своём исследовании Б1 анализировала объём рынка именно российских крупных разработчиков в сфере автоматизации. В исследовании были учтены компании с выручкой от 15 млрд до 45 млрд рублей, такие как EKF, Systeme Electric (ранее Schneider Electric в России), IEK Group и DKS. «Ведомости» направили запросы в эти компании.

Ещё одним фактором роста, согласно исследованию Б1, стал переход на российское программное обеспечение в условиях санкций. По оценке оператора ИТ-решений ОБИТ, около 80% закупок программного обеспечения и около 30% закупок аппаратных средств приходились на российские ИТ-компании в 2024 году.

В 2025–2030 годах, согласно указу президента о национальных целях развития Российской Федерации, рост инвестиций в отечественное программное обеспечение будет в два раза превышать рост ВВП.

Значительное увеличение среднегодовых темпов роста промышленной автоматизации также будет обусловлено ростом спроса на роботизированные решения, говорится в отчёте Б1.

Президент Владимир Путин поставил цель увеличить количество промышленных роботов до 99 325 единиц на предприятиях к 2030 году и войти в топ-25 по плотности роботизации в мире. Эта работа ведётся в рамках федерального проекта «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства», на который Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выделило около 350 млрд рублей из государственного бюджета до 2030 года.

По мнению Михаила Бочарова, заместителя генерального директора по научной работе АО «СиСофт Девелопмент», важным фактором роста промышленной автоматизации стала возможность управлять данными, получаемыми на производстве, интегрируя их в более сложные автоматизированные системы высшего уровня. Это позволяет оптимизировать трудозатраты, сократить время ремонтных работ оборудования, получить прозрачную картину всего производственного процесса и проводить анализ с прогнозом.

Другим важным фактором стало чёткое направление на импортозамещение, считает эксперт. Именно благодаря ему государство продолжает разрабатывать меры поддержки отечественных производителей через финансирование научных исследований и отраслей.

Вадим Подольный, эксперт по промышленной автоматизации из АРПП «Отечественный софт», считает, что ключевым фактором развития промышленной автоматизации стало усложнение технологических процессов в целом. В производстве чипов методом фотолитографии, например, нет места для человека — все операции выполняются машинами, как и в других современных технологических сегментах.

По мнению Подольного, для роста промышленной автоматизации необходимо масштабировать производственные процессы. Государство должно составить соответствующие планы и выделить необходимое финансирование, чтобы достичь поставленных целей, считает он.

Дмитрий Грудинин, руководитель развития продуктовой линейки аутентификации Avanpost FAM/MFA+, считает, что ключевым драйвером развития промышленной автоматизации стало усложнение технологических процессов в целом. В производстве чипов методом фотолитографии, например, нет места для человека — все операции выполняются машинами, как и в других современных технологических сегментах.

По мнению Грудинина, для роста промышленной автоматизации необходимо масштабировать производ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9xnan7jb19odxscl