Правительство Российской Федерации подготовило отрицательные заключения на законопроекты, которые предусматривают расширение влияния Государственной Думы на денежно-кредитную политику Центрального банка, а также предоставление депутатам права инициировать досрочное освобождение председателя Центробанка от должности. Об этом сообщает РБК со ссылкой на источник, близкий к правительству.
Оба законопроекта были внесены в Государственную Думу в конце 2024 года. В настоящее время они находятся на стадии предварительного рассмотрения. Один из законопроектов предлагает наделить группу депутатов, состоящую не менее чем из одной пятой от общего числа депутатов нижней палаты парламента, правом обращаться к президенту Российской Федерации с просьбой о целесообразности досрочного освобождения председателя Центрального банка от должности.
Правительство считает, что это предложение противоречит Конституции Российской Федерации, согласно которой президент обязан предоставить Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также поднимать вопрос о его освобождении от должности. Действующее законодательство не ограничивает право депутатов обращаться к президенту, как указано в отзыве правительства.
В отзыве правительства подчёркивается, что реализация таких положений может привести к необоснованному вмешательству в деятельность Центрального банка и нарушению принципа его независимости.
Авторы законопроекта также предложили расширить список оснований для освобождения председателя Центрального банка от должности, включив в него такие случаи, как значительное отклонение от целей основных направлений денежно-кредитной политики (ДКП) или отсутствие мер по защите и обеспечению стабильности рубля, а также повторное отклонение Государственной Думой основных направлений ДКП.
Правительство считает, что реализация этих предложений приведёт к передаче Государственной Думе функций управления основными направлениями ДКП, что может привести к размыванию ответственности за выполнение денежно-кредитной политики между Центральным банком и Государственной Думой. В отзыве подчёркивается, что предложенные основания для отстранения председателя Центрального банка носят оценочный характер и не соответствуют критерию независимости Центрального банка.
21 марта стало известно, что в Государственную Думу был внесён законопроект о признании Центрального банка федеральным органом власти. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что Центральный банк по своей природе и выполняемым функциям объективно является федеральным органом государственной власти, но в Конституции и действующей редакции закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» это указывается не прямо, а косвенно, через упоминание других органов государственной власти.