Государственная Дума 1 апреля в первом чтении рассмотрела пакет из трёх законопроектов, разработанных правительством. Эти документы направлены на ужесточение законодательства в области борьбы с экстремистской деятельностью.
Согласно предложенным изменениям, организация может быть признана экстремистской, если один из её членов — руководитель, основатель или участник — был осуждён по статье 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за организацию экстремистского сообщества. Сейчас для признания организации экстремистской необходимо решение суда.
Все три законопроекта были приняты единогласно, за них проголосовали 391 депутат.
В настоящее время в список экстремистских организаций, составляемый Министерством юстиции, входят общественные и религиозные объединения, а также другие организации, в отношении которых судом было принято решение о ликвидации или запрете деятельности.
Законопроект предлагает расширить этот перечень, включив в него также экстремистские сообщества, которые не существуют юридически. Это особенно важно, учитывая общественную опасность таких сообществ, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме того, были приняты ещё два законопроекта, которые вносят изменения в статьи 13.15 Кодекса об административных правонарушениях, а также в статьи 282.2 Уголовного кодекса и 393 Уголовно-процессуального кодекса. Эти изменения необходимы для уточнения формулировок в связи с изменением наименования перечня экстремистских организаций, как пояснила докладчик, заместитель министра юстиции Елена Ардабьева.
Законопроекты вступят в силу сразу после их опубликования, поскольку это необходимо для оперативного применения положений и предотвращения возможных нарушений, как говорится в пояснительной записке к основному законопроекту.
После выступления докладчиков депутаты задали несколько вопросов. Например, член фракции КПРФ Алексей Куринный спросил у Елены Ардабьевой, чем отличаются экстремистская организация и экстремистское сообщество. По словам замминистра юстиции, разница заключается в том, что экстремистская организация имеет юридическую форму, а сообщество представляет собой группу людей.
С 2022 по 2023 год было вынесено 72 приговора по статье об организации экстремистского сообщества. «Там может быть несколько или даже много физических лиц. Это не значит, что было вынесено 72 приговора конкретным людям, это 72 приговора по экстремистским сообществам», — пояснила Елена Ардабьева.
Юрист Гарегин Митин отметил, что экстремистская организация — это группа людей с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений, которые определены её учредительными документами, и, как правило, зарегистрированная в этом качестве. В то время как сообщество представляет собой неопределённую группу людей.
Депутат от партии «Новые люди» Роза Чемерис спросила, будут ли преследовать участников сообщества, которые покинули его после признания экстремистским. Елена Ардабьева ответила, что преследование участников экстремистского сообщества не является предметом рассматриваемого законопроекта.
Коммунист Вячеслав Мархаев уточнил у Минюста, будут ли считаться призывы КПРФ к строительству социализма экстремистскими. Елена Ардабьева ответила, что для признания таких призывов экстремистскими необходимо решение суда.
Принятый пакет законопроектов направлен на расширение круга организаций, признаваемых экстремистскими, за счёт включения в него уголовно-правового понятия «экстремистская организация» более общего понятия «экстремистское сообщество», как отметил Дмитрий Галанцев, управляющий партнёр адвокатского бюро «Пропозитум».
Сейчас понятие экстремистского сообщества содержится в статье 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, но его определение и общие признаки даны только в постановлении пленума Верховного суда «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» и носят узкий характер, как пояснил Дмитрий Митин, юрист.
Для применения этого понятия в других целях и упрощения признания сообщества экстремистским вводится дополнительный признак — наличие приговора по упомянутой статье, как уточнил он.
Теперь, если лицо осуждено за создание экстремистской организации, то вступление в силу приговора по этой статье будет рассматриваться как правоустанавливающая ситуация, которая исключает необходимость в проведении отдельных процедур, которые требовались ранее, как отметил Дмитрий Горбунов, партнёр фирмы «Рустам Курмаев и партнёры».
«Логично, что если лицо осуждено за создание экстремистской организации, то сама организация, за создание которой он был осуждён, не имеет шансов не быть признанной экстремистской. Обратное означало бы, что приговор был вынесен необоснованно», — рассуждает он.
Однако сейчас правоприменительная практика не сталкивается с трудностями при признании организации экстремистской, поскольку необходимые нормы права уже приняты, и единственная сложность заключалась в том, чтобы включить в перечень экстремистских организаций именно сообщества, как отметил Дмитрий Галанцев.
Законопроект затронет всех, кто связан с уголовно-правовыми экстремистскими сообществами, включая лиц, осуждённых за совершение преступлений, предусмотренных статьёй 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, таких как создание экстремистского сообщества, участие в нём, склонение к участию и т. д., как пояснил он.