Институт развития интернета (ИРИ) рассматривает возможность запуска отдельного конкурса для суперкатегории франшиз, как сообщил в интервью «Ведомостям» генеральный директор ИРИ Алексей Гореславский.
В этом конкурсе, по мнению Гореславского, должны быть представлены медиапродукты, которые уже зарекомендовали себя и имеют потенциал для успеха в сфере мерча, видеоигр, тематических парков аттракционов по их мотивам и т. д.
В качестве примера проекта с высоким франшизным потенциалом Гореславский упомянул киновселенную «Последний богатырь». Сериал по этой вселенной — «Последний богатырь. Наследие», вышедший осенью 2024 года, был создан видеосервисом Start при поддержке ИРИ.
Для ИРИ было важно помочь серии фильмов с правильными и понятными ценностями получить жизнь и в формате сериала на онлайн-платформах, пояснил Гореславский.
По его мнению, франшизу можно развивать и дальше.
Более активное расширение вселенных медиапроектов за счёт разнообразной медиа- и лицензионной продукции позволит постоянно привлекать новую аудиторию, считает Гореславский.
Он отметил, что франшизы также интересны государству, поскольку они представляют собой более капитальные и системные инвестиции, в том числе с точки зрения распространения важных идеологических идей.
Однако запуск конкурса франшиз пока сдерживают некоторые факторы. Согласно указу президента, ИРИ может поддерживать продвижение проектов только в онлайн-среде, поэтому вопрос проведения офлайн-мероприятий или производства мерча в рамках нового конкурса требует обсуждения с органами власти и разработки отдельных финансово-юридических механизмов.
В настоящее время все решения по развитию франшиз находятся в руках производителей, подчеркнул Гореславский. «Мы же просто активно призываем их ориентироваться на экосистемный подход при создании контента», — добавил он.
Заметный дефицит франшиз и лицензионной продукции в России наблюдается в сегменте детей старше восьми лет и подростков после ухода фильмов студий Marvel и DC, а также других голливудских блокбастеров, как отметил генеральный директор лицензионного агентства Megalicense Захар Назаренко.
По его словам, в России есть продукты, которые могут стать успешными в этом сегменте, например, анимационный ситком «13 карт» по комиксам Фёдора Нечитайло и проекты Bubble, включая серию фильмов «Майор Гром».
Для того чтобы эти и другие бренды стали сильными франшизами, по мнению Назаренко, необходим тщательный и продуманный контент-план на три-пять лет.
Главный редактор отраслевого издания «Вестник лицензионного рынка» Мария Рогожина считает, что поддержка производителей контента уместна и необходима на текущем этапе развития рынка лицензионной продукции в России.
Однако, по её словам, важно, чтобы в отборе перспективных проектов участвовали профессионалы в области лицензирования. Это позволит точно выбирать для поддержки те новые проекты, которые изначально создавались с расчётом на развитие франшизы и реализацию в товарных категориях, резюмирует Рогожина: «Отбор среди сериалов, которые могут стать успешными в мерче, только на основе их популярности будет похож на поиск иголки в стоге сена».
Эксперты отмечают, что особенно заметный дефицит таких проектов наблюдается среди подростков.