В докладе «Функциональный доступ (приближение кибер-айсберга)», который изучили «Ведомости», говорится, что применение искусственного интеллекта (ИИ) станет обязательным элементом успешной избирательной кампании в 2026 году.
Важно начать использовать ИИ уже в 2025 году, чтобы избежать сбоев во время думской кампании, отмечается в докладе. «Применение технологий ИИ создаст значительный отрыв от тех, кто работает по старинке», — подчёркивается в документе.
Для наглядности эксперты выбрали модель кибер-айсберга — большинство наблюдателей увидят только часть применения ИИ, но наиболее важные элементы останутся скрытыми от широкой аудитории.
К скрытым практикам применения ИИ эксперты отнесли анализ, поддержку, агитацию, манипулирование и администрирование. К видимым — продвижение, производство, легитимацию, интерпретацию и коммуникацию.
В докладе говорится, что нейросети будут использоваться для прогнозирования результатов выборов, анализа предпочтений избирателей и демографических данных. В предвыборных штабах кандидатов ИИ может применяться для автоматизации стратегического планирования, управления ресурсами, координации агитационных мероприятий и анализа эффективности кампании.
ИИ-ассистенты смогут помогать кандидатам в подготовке речей, подбирать аргументы для выступлений и риторические приёмы, а также выступать персональными менеджерами, планирующими расписание кандидатов.
Также ИИ будет использоваться для «чёрных технологий», в частности, при создании дипфейков или имитации дискуссий в социальных сетях.
Публично же ИИ станет инструментом для формирования образа «технологически продвинутого и современного политика или партии». Такие PR-проекты уже были, например, «Нейрожириновский» от ЛДПР.
В 2026 году могут появиться новые PR-проекты на основе ИИ, такие как цифровой кандидат, транслирующий идеи партии, или ИИ-ассистент для потенциальных избирателей.
Ожидается, что производство контента станет быстрее, дешевле и более адресным. Политические технологи уже использовали индивидуальные обращения кандидатов к избирателям во время последних кампаний.
Могут появиться помощники, которые будут моделировать стиль общения самого политика, а чат-боты смогут запускать дискуссии, вовлекать в них пользователей и распознавать негативные настроения.
К началу 2026 года должны появиться общие нормативные акты, регулирующие применение ИИ, считает руководитель научного совета ЦПК Алексей Чеснаков. «Есть много нюансов, от авторских прав до описания самих цифровых феноменов, — говорит он «Ведомостям». — Например, может ли от лица партии выступать цифровой аватар кандидата? Эти и другие вопросы будут становиться всё более острыми».
Если лица, принимающие решения, увидят в ИИ возможность получить больше голосов, они будут использовать эту опцию максимально, полагает Алексей Чеснаков.
«В целом многое, включая ограничения в области агитации, будет зависеть от законодательного регулирования нейросетей, — считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. — Возможно, партиям будет проще использовать их до старта кампании, потому что во время неё всё строго регламентировано, и оппоненты могут воспользоваться этой пока недоурегулированной темой, чтобы подавать иски».
Эффективность использования ИИ напрямую зависит от понимания пользователем того, зачем он это делает и чего хочет достичь, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «Иначе есть риск получить скучный продукт. Сейчас все стремятся отчитаться, что «да, мы тоже использовали ИИ».
Соответственно, есть желание осваивать ИИ, в том числе со стороны администрации президента, и партии будут выполнять установку, говорит он. Но «каких-то очевидных успешных примеров нет», считает Михаил Виноградов.
ИИ можно использовать для рутинной работы — от проверки данных до написания отчётов, говорит Константин Костин. Благодаря этому люди могут сосредоточиться на более творческих задачах. «Но нужен хороший промпт-инжиниринг, иначе есть риск, что ИИ будет решать неверные задачи. Хотя к 2026 году качество нейросетей в этом плане может улучшиться», — полагает он.